Долг коллекторам передают не просто так. Если они связались с заемщиком, это, скорее всего, означает, что он уже длительное время не выплачивает свои обязательства. Возможно, у должника не было средств, а кредитор отказывался идти навстречу, что привело к увеличению задолженности и появлению новых штрафов и пеней.

Передача долга коллекторам осуществляется двумя способами: по агентскому договору или по договору цессии.

В случае агентского договора МФО остается кредитором, а коллекторское агентство выполняет функции посредника, передавая требования МФО заемщику.

По договору цессии права требования по займу передаются коллекторам, и агентство становится новым кредитором. Этот вариант может быть более выгодным для должника, так как агентство не имеет права увеличивать сумму долга. Коллекторы могут предложить более гибкие условия, чтобы помочь заемщику справиться с ситуацией.

Коллектор может:
Звонить вам, включая использование роботов-обзвонщиков:
  • С 8:00 до 22:00 в рабочие дни;
  • С 9:00 до 20:00 в выходные и праздники;
  • Не чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.

Отправлять вам текстовые и голосовые сообщения, включая электронную почту и мессенджеры:
  • С 8:00 до 22:00 в рабочие дни;
  • С 9:00 до 20:00 в выходные и праздники;
  • Не чаще двух раз в сутки, четырех раз в неделю и 16 раз в месяц.
  • Встречаться с вами не чаще одного раза в неделю.
1. Причины звонков от коллекторов и служб взыскания.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 г. №230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Этот закон известен как Закон о коллекторах.

Закон устанавливает четкие правила взыскания просроченной задолженности граждан перед банками и микрофинансовыми организациями (МФО), если эта задолженность не связана с предпринимательской деятельностью. Теперь кредиторы могут заниматься взысканием задолженности самостоятельно или привлекать для этого только одно коллекторское агентство. Ранее нередко происходило так, что "выбиванием" одного долга занимались сразу несколько специализированных организаций.

2. Закон о коллекторской деятельности.
Даже если коллекторы связались с вами, не стоит сразу отвечать агрессией. Она не уменьшит сумму вашего долга. Даже если они ведут себя неподобающим образом, сохраняйте спокойствие. Уточните причины звонка и убедитесь, что перед вами действительно представители коллекторского агентства, а не мошенники.

Коллектору положено сообщить вам следующую информацию: индивидуальный номер, ФИО или название кредитора, наличие просроченного долга, его размер и состав.
Во-первых, помните, что долги никуда не денутся. Постарайтесь начать выплачивать задолженность или инициируйте процедуру банкротства. Во-вторых, общение с коллекторами редко приносит удовольствие. Вы можете отказаться от общения с ними, игнорируя звонки или сменив номер телефона. Сохраняйте все полученные от них сообщения, а телефонные разговоры записывайте, заранее предупредив об этом. Если коллекторы придут лично, не открывайте дверь и вызовите полицию.

Вот на что следует обратить внимание при общении с коллекторами:

  • Как часто и когда вам звонят коллекторы.
  • Представился ли коллектор: назвал ли он свое имя, фамилию, должность, а также название коллекторского агентства и его местонахождение. Если нет, лучше прекратить разговор.

Записывайте телефонные разговоры и делайте скриншоты сообщений. Помните, что в случае нарушения закона коллекторами вы можете обратиться в полицию.

Коллектору запрещено:

  • Скрывать свой номер телефона и адрес электронной почты.
  • Искажать информацию о размере долга и последствиях просрочки.
  • Оказывать психологическое давление или унижать должника.
  • Раскрывать сведения о вас и вашем долге третьим лицам, включая публикацию в интернете или другими публичными способами.
  • Уничтожать или повреждать ваше имущество либо угрожать этим.
  • Применять физическую силу или опасные для жизни и здоровья методы либо угрожать этим.

Если коллектор нарушил эти правила и причинил вам или вашим близким убытки или моральный вред, коллекторская организация может быть оштрафована на сумму до 2 млн рублей. За серьезные или регулярные нарушения организацию могут лишить права заниматься взысканием.
3. Как вести диалог с коллекторами.
Первым шагом должника должно стать написание заявления об отказе от взаимодействия с третьими лицами и отправка его в адрес коллекторского агентства.

Вы можете подать заявление кредитору или коллектору о том, что не желаете общаться с ними напрямую или планируете взаимодействовать только через своего представителя — юриста. Отказаться от общения с кредитором или коллектором можно через четыре месяца после возникновения просрочки платежа.

Такое заявление можно направить через нотариуса, отправить заказным письмом с уведомлением или отправить на электронную почту коллекторского бюро приложив копию своего паспорта. Если вы составите документ неправильно, адресат обязан в течение 10 дней после получения вашего заявления разъяснить, как его правильно оформить.
4. Как избежать общения с коллекторами.
Во время общения с коллекторами нужно следить за частотой их звонков и манерой разговора. Вот какие действия считаются нарушением с их стороны:

  • регулярные звонки в неустановленное время
  • предоставление ложной или искаженной информации
  • угрозы, грубость, оскорбления, шантаж, психологическое давление
  • разглашение сведений, защищенных банковской тайной, данными паспорта или адреса прописки

Можно подать жалобу на действия коллекторов в следующие инстанции:

1. Федеральная служба судебных приставов (ФССП) — при подтверждении нарушений приставы могут наложить санкции на коллекторов, а в случае серьезных проступков — исключить их из реестра.
2. Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) — организация может исключить компанию из своего состава за несоблюдение правил.
3. Роспотребнадзор — рассматривает жалобы потребителей.
4. Банк России — принимает меры, если коллекторы действуют от имени банков.
5. Полиция — поможет в случаях, когда действия коллекторов переходят рамки закона.
5. Куда жаловаться при нарушении ваших прав.
Закон о коллекторах был принят в 2016 году и с тех пор неоднократно пересматривался и корректировался. Это связано с недостаточной проработкой некоторых вопросов, касающихся взыскания долгов, что позволяло недобросовестным коллекторам злоупотреблять своими полномочиями, например, звонить должникам ночью, оставлять надписи на стенах подъездов, повреждать имущество и даже угрожать.

Последний раз изменения в этот закон были внесены в феврале 2024 года. После вступления поправок в силу были уточнены правила взаимодействия коллекторов с должниками. В новой редакции закона появились такие понятия, как "коллектор" и "коллекторская деятельность". Коллекторами теперь признаются коммерческие организации, приобретшие права требования долга у банков или микрофинансовых организаций. Закон ограничил круг лиц, которые имеют право заниматься взысканием долгов, и установил строгий порядок взаимодействия между коллекторами и должниками. Чтобы осуществлять свою деятельность на законных основаниях, компания обязана быть внесена в реестр Федеральной службы судебных приставов (ФССП).

С 1 февраля 2024 года агентства, совершившие серьезные нарушения, приведшие к материальному ущербу или вреду здоровью, могут быть исключены из реестра, а их лицензии аннулированы.

Также законом ограничено количество звонков, которые коллекторы могут совершать должнику.

Должник имеет право подать письменное заявление о прекращении всех телефонных разговоров и личных встреч с коллекторами. После подачи заявления информация о долге будет предоставляться исключительно в письменной форме.

Кроме того, коллекторам запрещено взаимодействовать с определенными категориями должников, такими как лица, признанные банкротами, находящиеся в процессе реструктуризации долгов, инвалиды первой группы, недееспособные граждане и пациенты больниц.

22 апреля 2024 года был принят закон, согласно которому наймодатели жилых помещений по договорам социального найма и найма жилья из государственных и муниципальных фондов больше не вправе передавать долги граждан за жилищно-коммунальные услуги третьим лицам, включая коллекторов.
6. Какие действия разрешены и запрещены коллекторам по новому закону
Ни кредитор, ни коллекторы не имеют права беспокоить родственников и знакомых должника, если те выразили свое несогласие. Такие действия противоречат законам «О коллекторах» и «О персональных данных».

Что можно предпринять:
1. Подать жалобу в Банк России.
2. На черного кредитора, не имеющего лицензии и не состоящего в реестре Банка России, — написать заявление в полицию.
3. На конкретного коллектора — пожаловаться в Федеральную службу судебных приставов, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств.
4. Подать жалобу в Роскомнадзор за нарушение закона «О персональных данных».
5. Написать жалобу напрямую в коллекторскую организацию через их сайт.

Все жалобы можно подать онлайн, не выходя из дома, через интернет-приемные этих организаций.
7. Что делать, если звонят окружению.
Настоятельно рекомендуем не паниковать при взаимодействии с коллекторами и не воспринимать их слова всерьез. Зачастую коллекторы применяют методы психологического давления и ищут рычаги воздействия, используя различные уловки.

Если коллектор не представляется, это означает, что конструктивного диалога не получится, и тратить свои нервы попросту бессмысленно. Цель коллектора — заставить оплатить просроченный долг любыми способами, однако на каждое неправомерное действие найдется соответствующее положение закона, который всегда на вашей стороне.

Надеемся, наша статья была полезной. Если у вас остались вопросы, оставьте заявку в форме ниже, и наш специалист свяжется с вами в удобное время.
8. Подведем итоги. Заключение.
Здесь Вы можете оставить заявку для консультации